Несмотря на сильную конкуренцию с морскими (международные грузоперевозки) и автомобильными/жд (внутриросийсикими перевозками) речные порты всё ещё используют. В России более 25 рек с развитыми речными перевозками и портами, крупнейшие среди них Волга, Лена, Енисей, Амур, Нева.
Чаще всего, рекой перевозят промышленные и строительные материалы. Тем не менее, только речными перевозят довольно редко, чаще всего в комплексе с другими видами (т.е. являются мультимодальными), например с железнодорожными составами и/или автомобильными фурами.
В европейской части России основной рекой является Северная Двина. По Двине, в основном, перевозят лес огромными партиями. Направление леса - Архангельск и Котлас, где расположены деревообрабатывающие заводы и склады, в которых товар заготавливается на экспорт.
Норильск - этой центр всех восточно-сибирских речных грузоперевозок. На Дальнем Востоке Амур играет огромную роль в перевозках. Здесь, в основном перевозят нефтепродукты, товары пищпрома, каменный уголь, а также лес и лесозаготовки. Строительные материалы перевозят по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а железная руда доставляется на Череповецкий завод.
Кроме того речные перевозки часто используют там где невозможно воспользоваться другим видом транспорта (например, не проложенна железная дорога, а автомобильная дорога занесена), а порой и вовсе являются единственной связью с внешним миром. Поэтому речные перевозки как были актуальны так и остануться в обозримом будущем.